Язык, объединяющий народы

Мероприятие собрало несколько десятков экспертов со всего мира. Специалисты выступили как онлайн, так и офлайн. Причем представители целого ряда стран дальнего зарубежья – Уругвая, Лаоса, Центральноафриканской Республики, Колумбии, Буркина-Фасо и многих других – присутствовали на мероприятии лично.

Эксперты отметили, что, несмотря на сложную международную обстановку, знание русского языка было и остается актуальным во всем мире. Сегодня на нем говорят 250 миллионов жителей планеты, при этом русский – один из шести официальных языков ООН. На русском языке говорят и пишут в Казахстане, Беларуси, Приднестровье.

В последнее время в рамках масштабного проекта Минпросвещения России во многих странах создаются и успешно действуют центры по обучению и продвижению русского языка. Особенно широкий размах этот проект получил в странах бывшего СССР.

Консул Генерального консульства Кыргызстана в Екатеринбурге Санжар Таниров напомнил, что 2023 год объявлен в СНГ Годом русского языка как языка межнационального общения.

«У нас в республике русский язык имеет статус официального. Президент Садыр Жапаров в этом году по приглашению Президента Владимира Путина будет присутствовать на параде Победы 9 мая в Москве. Экономика Кыргызстана завязана именно на России. Поэтому изучение русского языка, получение на нем образования имеет долгосрочный и дружественный характер. Это не только язык повседневного общения, это язык науки и культуры. Считаю, что все планы по открытию центров русского языка будут реализованы полностью», – сказал Санжар Таниров. Спикер также отметил, что великий киргизский писатель Чингиз Айтматов значительную часть своих сочинений написал именно на русском.

Представитель МИД в Екатеринбурге Егор Рыбин представил экспертам Первого Секретаря посольства Анголы в РФ Лусию Пашкоал, которая рассказала, насколько русский язык сейчас востребован в ее стране: «У нас в стране есть большая потребность в изучении русского языка, русской культуры. До последнего времени граждане Анголы ассоциировали Россию исключительно с матрешкой и песней «Калинка». Но времена меняются. Сотрудничеству наших вузов и государств во многом способствует Уральский государственный экономический университет».

Для распространения и развития русского языка за рубежом сегодня многое делают российские вузы. Представитель Шадринского государственного педагогического университета Ольга Калинина рассказала о серьезном интересе, который испытывают к русскому языку на Сейшелах и на Мадагаскаре. Ректор Ульяновского государственного педагогического университета Игорь Петрищев отметил, что у них налажены хорошие связи с Египтом, Эфиопией и Джибути. Во всех этих странах действуют сегодня центры по изучению русского языка.

Важно, что такие центры не только обучают языку, но и позволяют больше узнать об истории и культуре России. Обзорные образовательные курсы, разработанные специалистами российских вузов, интересны школьникам старших классов, которые мечтают учиться в нашей стране, студентам, их родителям, многие из которых уже владеют русским языком.

Красноярский государственный педагогический университет подружился сразу с тремя вузами Индонезии.

«Разница температур в наших странах составляет 60 градусов: когда у нас минус 30, у них – плюс 30. Одновременно между гражданами наших стран много общего. Русский язык сегодня очень интересен бизнесу, особенно гостиничному и туристическому, – отметила ректор КГПУ им.В.П.Астафьева Марина Холина. – В этом году мы набираем первую группу индонезийцев, желающих обучаться русскому языку».

Эксперты по видеосвязи рассказали, что русский язык сегодня пользуется большим спросом в Индии, Иране, Пакистане, его массово изучают в Китае, русскую речь прекрасно понимают представители старшего поколения, проживающие на Балканах и в странах бывшего соцлагеря.

Участники Круглого стола пришли к выводу, что санкции практически не повлияли на желание людей во всем мире изучать русский язык. А новые торговые, экономические и культурные связи, которые завязывает Россия, будут способствовать еще большему его распространению.