Торговые сети меняют формат

Крупные торговые сети в 2025-2026 годах ждёт переформатирование. Об этом на открытой лекции в рамках XV ЕЭФМ рассказала замминистра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Светлана Островская. 

Потребительский рынок включает в себя три основных направления. Первое – это рынок продовольственной продукции. Второе – рынок непродовольственных товаров. И третье – рынок услуг, которые подразумевают и транспорт, и образование, и медицину, и многие другие сферы. По словам Островской, всего в регионе на потребительском рынке заняты 16% экономически активного населения. И этот сектор даёт 18% налогов в бюджеты всех уровней. По розничному товарообороту Свердловская область занимает пятое место в России. Но если говорить об Уральском федеральном округе, то Средний Урал – безусловный лидер. Отрасль розничной торговли в регионе продолжает активно развиваться. В ней растёт количество сотрудников. Также стабильно возрастает среднемесячная заработная плата. 

Всего в Свердловской области насчитывается 50 тысяч объектов потребительского рынка. Из них 27 тысяч – в сфере розничной торговли, 9 тысяч – в общественном питании, а остальные 14 тысяч приходятся на организации бытового обслуживания населения.

Если говорить про соотношение продовольственных и непродовольственных товаров, то пальма первенства у последних, в общем товарообороте на них приходится 55,5% спроса. Остальное – за продовольствием. 

Доля стационарных торговых объектов составляет 85,4%. Остальное занимают нестационарные объекты торговли.

По словам Островской, всего в Свердловской области насчитывается более 10 тысяч сетевых магазинов. Из них 56% относятся к международным и федеральным торговым сетям. Чуть более 30% являются местными, а 12% – областными. Также действует 12 крупных распределительных центров общей площадью 332 тысячи квадратных метров.

Особое место на потребительском рынке занимают федеральные торговые сети. В министерстве пристально наблюдают за ними и уже могут рассказать о тенденциях. В целом, ситуацию на рынке можно охарактеризовать как соперничество между такими сетями.

«Идёт борьба между ними. Но если лет пять назад цель была взять больше торговых площадей, то теперь акцент делается на качестве товаров и привлекательности цен», – сказала Светлана Островская. 

Эта борьба подразумевает под собой и скидки, и акции, и возможность доставки покупок на дом. Пока не везде это развито. Но время идёт вперёд, и у потребителей появляется всё больше возможностей: кассы самообслуживания, новые способы оплаты, новые варианты доставки. А также совершенствуются каналы обратной связи для клиентов. 

«В 2025-2026 годах крупные торговые сети начнут переформатирование, которое в чём-то хорошо отразится на нас, а в чём-то плохо», – сказала заместитель министра.

При том, что торговые сети сосредоточились на качестве работы в уже имеющихся точках, они продолжают открывать новые магазины. И часто делают это в небольших населённых пунктах. В министерстве видят это и с удовлетворением отмечают, что бизнес выполняет свою социальную функцию. Много там не заработать, но товары к потребителю приближены. Борьба борьбой, прибыль прибылью, но социальная миссия остаётся у торговых сетей одним из важных приоритетов.

Потребительский рынок однозначно меняется. Возможно, что лет через пять его будет не узнать. Выживут сильнейшие – те, которые сумеют привлечь и удержать клиентов.

Всего во второй день форума прошло 36 открытых лекций от ведущих экспертов в сферах экономики, цифровых технологий, управления персоналом, промышленности и малого бизнеса. Помимо богатой научной и образовательной программы, ЕЭФМ включает спортивные мероприятия, такие как турниры по быстрым шахматам, самбо и киберспорту.