При чем здесь единороги?

Что такое стартап, какой бизнес им не является и причём здесь единороги, рассказала студентам УрГЭУ директор Межрегионального института экономики и права АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» Мария Туровская.

«Многие считают, что стартап – это быстро растущая компания, но так ли это? – призывает задуматься Мария Туровская. – В 2013 году в одном из бизнес-журналов возникло понятие «единорог», так журналисты назвали компании, которые за 5 лет своего существования заработали более миллиарда долларов США».

Однако далеко не все успешные бизнесы подходят под такое определение. В качестве примера Мария Туровская приводит известную кондитерскую «Хафиз Мустафа» в Стамбуле. Заведение существует с 1864 года, оно популярно, у кондитерской несколько точек продаж. И тем не менее, этот проект не является стартапом, это уже бренд.

«Стартап – это некая временная структура, которая занимается поисками, а затем масштабирует воспроизводимую и рентабельную бизнес-идею, – поясняет Мария Туровская. – Стартап - команда единомышленников, которая находит решение наиболее быстрым и эффективным способом. К примеру, в акселераторе была собрана команда из студентов – их было человек семь с разных факультетов со второго по четвёртый курс. Перед ними стояла задача создать некий прибор виртуальной реальности для строительной отрасли. У ребят был трекер, котрый направлял их, а я была их наставником. Моя задача состояла в том, чтобы помогать им быть командой. Кто бы мог подумать, но это и оказалось для ребят самым сложным!»

По словам преподавателя, сложность заключалась в том, что у каждого было свое видение решение вопросов. А когда нет лидера, команда не работает. И тогда бизнес-идея, даже самая интересная, способная за короткое время обогатить разработчиков, так и остается идеей.

Неслаженная работа - не единственная проблема студенческих стартапов. Еще один важный вопрос - чёткое понимание, кто является клиентом товара или услуги, исходя из этого формируется уникальное торговое предложение, выбираются каналы продвижения, рынки сбыта, рассчитываются доходы и расходы.

Метод, позволяющий понять свою аудиторию, - это глубинное интервью по системе Customer development (CustDev), разработанное американским предпринимателем Стивом Бланком. Согласно этому методу, предлагается задавать открытые вопросы потенциальному потребителю (качественное интервью может длиться до получаса), чтобы выяснить «боли» потребителя и его видение решения.

К слову, для команды студентов, которых курировала Мария Туровская, понимание своей аудитории тоже оказалось непростой задачей. Но после интервью потенциальных потребителей многие вопросы стали ясны, и ребята полностью поменяли и концепцию, и модель ведения бизнеса.

В мире существует достаточно примеров успешных стартапов. В 2011 году голландский школьник отдыхал с родителями в Греции. Ныряя, он заметил, сколько пластика остаётся в воде. Подростку пришла идея стартапа по очистке океана. Реализовать её он смог не сразу – нужно было собрать средства на проект, но его идея встретила большое количество единомышленников, среди которых оказались крупные компании. Система, которую разработал юноша, представляет собой 600-метровый U-образный барьер, который тянут два суда. Внутри, словно в рыболовной сети, собирается мусор, и, как только эта зона заполняется, отходы поднимаются на борт, помещаются в резервуар и герметизируются для дальнейшей утилизации или переработки. Сейчас проект успешно действует, причём чистить можно не только океан, но и реки.

«Основная задача стартапа – масштабируемость и постоянное увеличение доли рынка, – говорит Мария Туровская. – Если это присуще вашему бизнесу, то вы интересны инвесторам». Так, например, в 2013 году несколько стэндфордских студентов организовали сервис доставки еды. Изначально они хотели решить свою проблему: ребята много учились, и у них не было времени на приготовление пищи, поэтому они и решили, что таким же занятым людям могли бы пригодиться услуги по доставке готовых блюд. На сегодняшний день подобные сервисы существуют и в России, пользуясь огромной популярностью у населения.

Среди студентов Марии Туровский есть успешный стартап. Её студент создал сайт для аренды квартир. Многие эксперты говорили, что эта идея потерпит крах, однако она оказалась весьма рентабельной. Чтобы создать компанию-единорога, необходимо чётко понимать аудиторию, её насущные потребности, тогда компания обречена на успех - резюмировала Мария Туровская.