Наука и кадры — потенциал для развития ЕАЭС
В Москве в рамках II Евразийского экономического форума состоялась работа тематической сессии «Научно-техническое сотрудничество и профессиональное образование: основные приоритеты Евразийского экономического союза». Модератором мероприятия выступил ректор УрГЭУ Яков Силин.
В ходе пленарного заседания форума днём ранее президенты стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отметили ряд приоритетных направлений развития ЕАЭС. Одно из них — углубление научно-технического сотрудничества между странами-участницами. И на этом пути участникам союза предстоит решить ряд задач. И в первую очередь — создать нормативно-правовую базу. Важность этого процесса подчеркнул первый заместитель председателя комитета Госдумы России по науке и образованию Владимир Сипягин. «Члены нашего союза дифференцированы по своему научно-экономическому потенциалу. Наши системы образования ещё недостаточно совместимы. В этой связи, безусловно, возникает проблема дисбаланса — потенциальной утечки кадров из других стран ЕАЭС в Россию. Решить эту проблему можно, создав законодательный фундамент для сближения наших профессиональных стандартов, — пояснил Владимир Сипягин. — Необходимо усилить межпарламентскую работу, привлекать к ней экспертов, создать единый информационно-аналитический центр для оценки научного потенциала наших вузов, чтобы создавать успешные научные коллективы, из которых затем появятся коммерчески успешные технологии».
Конкретный перечень технологий, которые особенно важны для стран-участниц ЕАЭС, упомянул в своём выступлении заместитель министра науки и высшего образования России Денис Секиринский. По его мнению, это новая энергетика, высокоэффективное сельское хозяйство, качественное здравоохранение: «Очень важно интенсифицировать связи между нашими молодыми учёными. Ограничение внешних научных контактов, с которым мы столкнулись — это вопрос принципиально важный, в этих условиях мы должны сформировать научное сообщество, чьи усилия направлены на решение конкретных практических задач, изменить роль науки в жизни наших стран».
Солидарность с российскими коллегами выразил Андрей Иванец — министр образования Республики Беларусь, где на заре независимости государство стремилось сохранить научные школы, оставшиеся после распада СССР, сформировать новые и выстроить систему прикладной науки. «Важно, чтобы исследования работали на экономику сегодняшнего дня, чтобы у каждого учёного была возможность опережающего внедрения своих открытий в реальный сектор экономики, — описывает белорусский подход Андрей Иванец. — И мы ценим сотрудничество и кооперацию, которая ведётся со странами ЕАЭС в высокотехнологичных отраслях: в космической отрасли и ядерной энергетике — с Россией, в материаловедении — с Казахстаном, в медицине — с Арменией, а ещё множество и множество других направлений».
В ходе обсуждения вопроса научной и молодёжной мобильности предельно сошлись позиции ректора УрГЭУ Якова Силина и директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии Алтанай Омурбековой. Мобильность — важнейший фактор формирования единого рынка труда, без которого сложно говорить о перспективах глубокой интеграции. Такой единый рынок труда станет возможным, когда каждый трудоспособный гражданин государств ЕАЭС сможет трудоустроиться в другом государстве союза.
Но как помочь молодым людям, которые ещё учатся в университете, сделать первые шаги в рамках общего евразийского образовательного пространства? Большой вклад оказало развитие онлайн-технологий. Однако не всегда экран компьютера может заменить живое присутствие.
«Сегодня на пространстве ЕАЭС существуют четыре сетевых университета. Часть квот для приезда иностранных студентов выделяет Россия, часть квот выделяет Казахстан. Однако эти квоты используются не полностью. Почему? — спросила декан экономического факультета РУДН Инна Андронова. — Потому что студенты, зачастую, просто не могут себе позволить путешествовать между городами и странами. Необходимо на уровне союза сформировать межгосударственный фонд, который финансировал бы их краткосрочную мобильность. У ЕАЭС в этом отношении больше перспектив, чем у ШОС или БРИКС. Многие ли могут позволить себе билет до Бразилии? Немногие. Поэтому ЕАЭС — перспективнее в этом плане, возможности для интеграции выше».
В 2022 году в рамках работы I Евразийского экономического форума (ЕЭФ) в Бишкеке руководители пятнадцати вузов России, Киргизии, Армении, Беларуси и Казахстана положили начало формированию Евразийского сетевого университета (ЕСУ). В рамках II ЕЭФ ректор Государственного университета управления, руководитель Координационного совета ЕСУ Владимир Строев отметил, что за прошедший год список участников университета расширился, и сейчас перед учредителями стоит вопрос более тщательного отбора новых членов. Поскольку во главе угла стоит унификация учебных программ вузов-участников. Тем не менее, ЕСУ открыт к расширению сотрудничества, и чем дальше вузы-учредители продвинутся в разработке совместных учебных программ и проектов, тем более широким, в конечном счёте, может быть сотрудничество.
Также в ходе заседания с докладами выступили ректор Московского энергетического института Николай Рогалёв, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев, депутат Национального Собрания Республики Армения Айк Бабуханян, заместитель председателя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Павел Шевцов, заместитель президента Российской академии наук Владимир Иванов, президент академии наук Киргизской Республики Канабек Абдрахматов.
В завершение заседания Яков Силин отметил, что Уральский государственный экономический университет уже тринадцатый год подряд организует в Екатеринбурге Евразийский экономический форум молодёжи, чья повестка и темы почти дословно совпадают с обсуждаемыми вопросами на Евразийском экономическом форуме ЕАЭС. Он отметил, что это пример доверия и интеграции различных регионов и стран Евразии, к которым УрГЭУ готов и будет рад поделиться со всеми партнёрами, которые выскажут к этому интерес.