МЫ РОЖДЕНЫ РАДИ КОНТЕНТА!
Смысловую точку Медиафорума, собравшего представителей более 50 средств массовой информации в первый день работы XIV Евразийского экономического форума молодёжи, поставили участники панельной дискуссии «Мы рождены ради контента». Предметом обсуждения стали основные тенденции в отечественной и мировой журналистике, будущее телевидения и глобальных медиа, а также реальный вклад каждого человека, который он может внести в создание контента и даже основать собственное СМИ.
По видеоконференцсвязи из Мексики к форуму подключился известный журналист, автор книги о китайских социальных сетях «Тиктокеры и не только» Сергей Чудинов. Он рассказал, что эпоха больших, глобальных медиа постепенно уходит в прошлое, но ничего страшного в этом нет: «Двадцать лет назад, когда я учился в университете и работал на ТВ, мои продюсеры говорили: телевидение умирает, и с этим нужно что-то делать! Причём что именно делать, было абсолютно непонятно. Однако будущее оказалось не таким страшным, время всё расставило по своим местам. Львиная доля тех, кто сегодня смотрит телевизор, – это люди 55+. Более молодая аудитория смотрит его лишь время от времени или не смотрит вовсе. И это нормально, потому что значительная часть ТВ ушла в Интернет, в социальные сети, к другим распространителям информации. Сегодня уже ясно, что, по сути, медиа – это каждый, кто ведёт социальные сети. Любой человек может стать СМИ! Просто у кого-то будет двести, а у кого-то – несколько миллионов подписчиков. Разница только в этом…».
Одно из последних маркетинговых исследований показало, что в различных странах, в том числе и в России, со стороны потребителей медиаконтента существует два противоположных запроса: на общение и на одиночество.
«Это то, чем мы с вами занимаемся в соцсетях, когда у нас появляется свободная минута, - пояснил Сергей Чудинов. – Мы потребляем огромное количество информации, такого не было никогда, от обилия новостей устают даже сами их создатели. Поэтому всё меньше людей в мире смотрят и читают большие СМИ. Мы общаемся сами с собой или с каким-то узкосегментированным контентом. Эпоха больших, глобальных медиа, из которых мы раньше получали информацию, уходит в прошлое. Дело в том, что глобальные СМИ не могут себе позволить углубляться в какие-то конкретные темы, они поверхностны. Живопись, политика, астрология, парфюмерия – всё это узкие ниши, в которых люди ищут себя и друг друга. «Нишевость», в свою очередь, прекрасно чувствует себя в соцсетях».
Ещё один запрос, который наблюдается в ряде стран, - это запрос на искренность. Например, в Китае есть такая популярная социальная сеть – Kuaishou. Её создавали для жителей маленьких городов и сёл как ответ TikTok. В TikTok всё очень красиво, практически идеально, но с настоящей жизнью он не имеет ничего общего! А в Kuaishou показана жизнь простых людей со всеми их радостями и проблемами. Например, как какой-нибудь пенсионер выращивает у себя на огороде овощи. И это оказалось очень интересно всем, в том числе миллениалам и зумерам. Они, живя где-нибудь в Пекине или Шанхае, получили возможность увидеть жизнь других людей, тех, кто живёт иначе.
По мнению Сергея Чудинова, несмотря на то, что искусственный интеллект и нейросети сегодня практически захватили мир, паниковать не стоит. Искренние эмоции, индивидуальный взгляд на мир не потеряли свою ценность, ни один робот этого никогда не заменит. Если вам есть что сказать миру – не стесняйтесь, пробуйте! Вы можете не только сами стать СМИ, но даже зарабатывать на этом.
Шеф-редактор телеграм-каналов «Комсомольской правды» Арсен Абдулкеримов сообщил о самых популярных на сегодняшний день видах контента: «Формат может быть разным (фото, видео, текст), но люди так устроены, что с большей охотой читают про чужие несчастья, нежели про чью-то счастливую, благополучную жизнь. И ещё много просмотров набирают полезные советы. В целом же сегодня любое крупное СМИ «размазано» по разным телеграмм-каналам, каждый из которых освещает определённую сферу: экономику, политику, медицину, культуру, образование».
Корреспондент Уральского регионального информационного центра ТАСС Виктория Ивонина одной из самых проблемных журналистских тем считает тему науки: «Люди не любят в неё углубляться по одной простой причине: это слишком сложно. Существуют различные дискурсы – политический, экономический, религиозный, научный. Но проблема в том, что у разных наук он свой. Задача журналиста состоит в том, чтобы приблизить язык академиков к простому «человеческому» языку. При этом важно не обидеть самих учёных!».
II Медифорум «СМИ в контексте евразийской интеграции: вызовы и перспективы» собрал представителей ведущих средств массовой информации СНГ. Медиафорум - второй год неотъемлемая часть Евразийского экономического форума молодежи. Тема XIV ЕЭФМ: «Россия-Евразия-Мир. Интеграция-развитие-перспектива». Форум проходит с 22 по 26 апреля 2024 года в Уральском государственном экономическом университете. Участие в нём принимают более 17 тысяч гостей из 114 стран мира.