Как минимизировать логистические риски?
В рамках XV Евразийского экономического форума молодёжи прошла открытая лекция и.о. заведующего кафедрой экономики транспорта Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра Первого Мартына Григоряна. Он рассказал об управлении логистическими рисками.
Тему для лекции на ЕЭФМ петербургский гость выбрал весьма актуальную: логистические риски сегодня – проблема для бизнеса всех уровней. Тем временем, без продуманной логистики невозможно представить нормальное функционирование конкретного предприятия и вообще всей экономики. И крайне важно, особенно в случае с продовольственными товарами, продумать всю цепочку, определить заведомо критические точки.
На успехе транспортировки груза могут сказаться природные катаклизмы, но даже банальная заминка из-за неисправности транспорта или ДТП приведёт к срыву сроков поставки. А в цепочке могут быть задействованы промежуточные складские точки, распределительные центры. В общем, риски неизбежны. «Задачи нужно довести до каждого работника. Это тяжело, но в этом и заключается суть менеджмента. Если все сотрудники будут знать поставленные перед ними задачи и достигать их, то риски сведутся к минимуму», – отметил лектор.
В качестве примера работы с рисками Мартын Григорян привёл действия инвесторов: они заинтересованы в том, чтобы прибыль росла, и вкладываются в ту компанию, которая стабильна и эффективна. Так и любому предприятию или организации нужно искать оптимальный путь для себя. При этом редко возникают ситуации полной определённости или неопределённости в том, какие риски логистики существуют у конкретного бизнес-субъекта.
«Первым делом нужно определиться с источниками возникновения рисков. Источники могут быть самыми разными, вплоть до забастовки сотрудников или наводнения. Нужно создать реестр возможных рисков и определить критические точки в цепи поставок. Затем следует понять, что представляет собой ситуация риска. Например, на складе отказались принять груз, дорогу размыло паводком и т.д. Насколько серьёзны эти проблемы и их последствия? Далее следует идентификация рисков. Здесь стоит анализировать бизнес-процессы и в результате такой кропотливой работы собирать данные о потенциальных угрозах», – поясняет Григорян.
И наконец, добавляет лектор, важно определиться с моделью поведения в ситуации риска. Здесь широко применяется принцип, подразумевающий устранение источника риска, страхование, снижение вероятности риска или последствий уже произошедшего и принятие допустимого уровня риска.
К тому же давно разработаны способы управления логистическими рисками. Одним из них является диверсификация - распределение активов предприятия на несколько направлений, не связанных друг с другом. Например, налаженные контакты не с одним поставщиком, а с несколькими. То же касается и получателей продукции предприятия.
Кроме того, часть работ целесообразно отдавать специализированным компаниям-посредникам, привлекаемым со стороны.
«Разумеется, все методы должны применяться системно и быть адаптированными под специфику конкретного бизнеса. Особое внимание нужно уделять балансу между расходами на управление рисками и потенциальными потерями от самих рисков», – подчеркнул Мартын Григорян.
XV Евразийский экономический форум молодёжи проходит с 21 по 25 апреля 2025 года в Екатеринбурге на базе Уральского государственного экономического университета. Темой 2025 года является «Евразийская синергия: многополярность – интеграция – диалог цивилизаций». Форум обещает стать самым масштабным за всю его историю его проведения. Представлены 86 регионов России, а также 115 других стран. В целом форум объединил около 22 тысяч участников.