Что важнее: люди или деньги?

Во второй день XV ЕЭФМ, 22 апреля, в Уральском государственном экономическом университете прошли открытые лекции экспертов из разных стран мира. Участники форума, в том числе обсудили тему экономического развития и перспективы достижения целей устойчивого развития ООН в странах БРИКС.

Лекцию «Страны БРИКС+ и повестка дня ЦУР–2030: Возможности и вызовы в многополярном мире» студентам прочёл декан международных отношений Школы бизнеса «Раджалакшми» (Индия), доктор Кумар Бупендра. Он рассказал, как к изначальной пятёрке государств-участников объединения – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика – присоединялись другие страны. С 2024 года полноправными членами стали Объединённые Арабские Эмираты, Иран, Египет, Эфиопия, с 2025 года - Индонезия. Поэтому аббревиатура дополнилась знаком «плюс», подразумевая расширение содружества. Кроме того, в статусе приглашённой страны в БРИКС+ участвует Саудовская Аравия.

А с 2024 года появилась ещё одна категория: государства-партнёры. Обладая таким статусом, страна может участвовать в мероприятиях организации, обмениваться опытом, лучшими практиками, сотрудничать с другими странами-участницами. Партнёрский статус на сегодняшний день имеют Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Куба, Малайзия, Таиланд, Уганда и Боливия. В перспективе все они могут стать членами объединения. А значит, попеременно будут в течение года задавать основные направления работы БРИКС+, как в 2024 году это делала Россия, а в 2025 году «у руля» встала Бразилия.

Страны БРИКС+ объединяет развивающаяся экономика, которая в целом с 1990 по 2019 год выросла более чем 3,5 раза. Однако ввиду низкого уровня развития отдельных стран-участниц, таких как Эфиопия, общий уровень развития экономики БРИКС+ невысок. При этом территории этих государств суммарно занимают четверть суши нашей планеты, а их граждане составляют едва ли не половину (46%) всего населения Земли. 

Глубина актуальных проблем, как и доля в общем ВВП, у всех членов БРИКС+ разная. Так, на сегодняшний день в плане финансовой мощи лидирует Китай – на него приходится порядка 70% суммарного ВВП объединения. Однако по численности населения Индия уже обогнала КНР: 1,438 млрд человек против 1,411 млрд.

Профессор Бупендра предложил участникам встречи ответить на вопрос, что важнее для мирового экономического влияния: финансовый или человеческий капитал. Мнения разошлись. Аргументом в пользу валюты как основной силы государства стал пример доллара, который участвует в большинстве международных расчётов и позволяет США контролировать рынки. На это некоторые студенты возразили, что силу валюте во многом дают люди, и они могут лишить тот же доллар своего доверия, наделив силой другую валюту.

Однако у стран-участниц объединения пока нет согласия в том, какая из национальных валют могла бы стать общепринятой в БРИКС+, рассказал Кумар Бупендра. Также уровень развития экономики этих государств не позволяет пренебречь угрозами Штатов ввести непомерные тарифы на ввозимые товары.

Чтобы упрочить своё положение на мировой арене и в принципе повысить уровень жизни населения, страны БРИКС+ стремятся к реализации целей устойчивого развития (ЦУР), установленных ООН до 2030 года. Всего их 17, и первая – устранить нищету. Также в обозримом будущем следует ликвидировать голод, который в той или иной мере существует даже в развитых странах. Кроме того, необходимо обеспечить население качественное здравоохранение, образование, равенство полов и возможность достойного труда и экономического роста. Также среди ключевых целей – борьба с изменениями климата, переход к недорогой и экологически чистой энергии, забота об экосистемах в воде и на суше, разумное потребление и производство.
Не стоит забывать о повышении уровня санитарной обстановки, развитии инфраструктуры, системы правосудия и эффективных социальных институтов.

Существует аккредитованная и прозрачная система оценки прогресса в достижении ЦУР – SDG Index Score, согласно которой Россия, например, имеет индекс 73.1 из 100 возможных. Хотя, отметил профессор Бупендра, индекс 100 объективно недостижим. Между тем во всём мире с 2015 года индекс постепенно повышался, и в развитых странах он приближается к 80, в БРИКС+ превысил отметку в 70. Заметно хуже обстоят дела у наименее развитых стран, как например, Судан, Уганда, Афганистан, Йемен, где индекс в среднем – чуть за 50.

 

В целом, подытожил спикер, у БРИКС+ хорошие перспективы, поскольку по мере роста индустриального развития и экономики неравенство доходов снижается, как и степень загрязнения окружающей среды.

Всего во второй день форума прошло 36 открытых лекций от ведущих экспертов в сферах экономики, цифровых технологий, управления персоналом, промышленности и малого бизнеса. 

XV ЕЭФМ обещает стать самым масштабным за всю историю его проведения: представлены 86 регионов России, а также 115 стран.